Продолжаю серию постов, о том, как управлять групповой динамикой. Итак, мы остановились на второй стадии — стадии агрессии, начало статьи здесь.
Роли в группе
На второй стадии, во время распределения ролей, важно определить, какие роли у участников группы. И использовать это знание для управления группой.
Нам, тренерам, необходимо отследить несколько ролевых моделей, чтобы потом с ними работать, и осознанно управлять участниками.
- Альфа – лидер
Как определить? В первые пять минут становится понятно, кто больше всех выделяется. Обладаете ли вы умением видеть лидера в группе?Лидер всегда есть. Он может быть в разных выражениях, но кто-то один всегда более активный. Если есть группа – всегда есть лидер. Он может быть очень активный или не очень, но он есть всегда. Лидер энергетически активный, он может подойти к вам и спросить, нужно ли чем-то помочь, или наоборот высказывается относительно тренинга, но он всегда активен. Лидера можно увидеть в первые минуты управления тренингом.
- Бета
Следующим шагом нужно найти Бету – это серый кардинал, «ботаник», он много знает, гораздо может быть более компетентным, чем лидер. Бета, который поддерживает лидера. Если лидер просто активный и энергичный, то Бета – умный и менее энергичный. К нему прислушиваются, потому что он эксперт.
- Гамма
Следующие – все остальные гаммы. Все остальные, рядовые участники. Нам нужно всегда найти Лидера и Бету, остальные – гаммы. Гаммы смотрят на лидера и ведут себя так, как он скажет. Бета может как-то сыграть свою роль и влиять на лидера (серый кардинал).
- Анти-альфа
Если в группе два лидера, они начинают бороться. Выясняют кто из них более умный, более статусный. Один ругается с другим, выясняя роли. Тренеру надо свести эти проявления на «нет», не позволяя устраивать «разборки». Обычно это делается в юмористической форме «Спорим – не подеретесь», либо опять – к правилам группы «Мы говорим по одному, мы говорим о себе». Можно им дать одну минуту на выяснение, кто главный – может один сдастся сам. Но если один Анти-альфа уходит в подполье, он будет все время вставлять лидеру палки в колеса.
Тут нужно просто переориентировать, рефрейминг сделать, сказать: «Ребят, вы пришли отношения выяснять или… как детский сад! Давайте закончим балаган! Давайте работать. Все вы здесь крутые, иначе бы здесь не сидели». То есть все обычно – через юмор, который и является собственно приемом рефрейминга. Нельзя, чтобы они ругались. Если Альфа побеждает – поддерживаете его взглядом, а Анти-альфа становится рядовым участником группы, смиряется.
- Омега
Бывает в группе присутствует Омега. Это «козел отпущения», изгой. С ним не общаются, его затыкают, его не слушают. Такое встречается не часто. Но иногда встречается. Если такой участник есть – с ним надо общаться в перерывах, чтобы он не чувствовал свою ущербность. Не нужно проводить с ним психотерапию, надо его просто поддерживать.
Как вы думаете, с кем из всех представленных ролей надо устанавливать контакт тренеру? Кто для нас будет самый важный?
Формула распределения внимание:
- Фокус на лидера
- Внимание серому кардиналу.
- Поддержка омеге (если есть)
Самое главное – установить контакт с лидером. Здесь допустим даже мягкий «подхалимаж», рефрейминг. Вам нужно войти в доверие к лидеру. Ошибка тренера – установление контакта с гаммами (с оставшимся народом). Гаммы бывают очень приветливы, но они не лидеры. Вы будете впустую тратить энергию на контакт с гаммой, а они ничего не решают в этой группе.
Вычислили лидера – установите контакт глазами. Не обязательно обниматься с ним. Кивайте на него, отметьте его, обращайтесь к нему. Вам нужно найти лидера и установить с ним контакт. Он будет польщен вниманием и будет помогать вам вести тренинг. На стадии распределения ролей нужно, во-первых работать с трудными участниками, во-вторых нужно организовать, чтобы их энергию, «дурь» они пустили в нужное русло.
Однажды я придумала способ «канализации энергии» . Канализация – слово из психологии, но я его употребляю. Канал энергии – нам понятно – направить канал энергии. У меня была группа менеджеров среднего звена. Все мужчины. У мужчин всегда очень много активности, некоторой агрессии. Когда прихожу я, женщина — тренер, это, конечно, немного утихает, потому что выскакивают гендерные – мужские особенности. Тут главное в равной доле внимание всем уделять. Практически как «Белоснежка и семь гномов». Но все равно мне приходилось постоянно быть начеку. Они не то, чтобы «наезжали» на меня, они друг с другом спорили. Есть группы, где участники постоянно меряются силой между собой. Условно говоря, ты будешь образно, «стоять в бикини», а мужчины этого не заметят.
Так вот, я придумала такой вариант для группы мужчин. Потому что хотела, чтоб они быстрее прошли стадию агрессии и включились в работу. Я разработала тесты по теме предыдущего тренинга. Они должны были ответить на вопросы тесты в первом модуле. Первые 10 минут каждый отвечал индивидуально, а потом они в группах выбирали правильный ответ. Группа примерно 5 человек. В каждой группе обсуждается, какой ответ правильный. Каждый говорил, что он выбрал, и они ругались, спорили, доказывали свою правоту, растрачивая энергию. Они выдыхались. Они в группах быстро выяснили кто у них там главный.
На фото — момент заполнения индивидуальных тестов.
Это очень яркий пример. Я им давала на обсуждение в группе 15 минут. В мужских группах хорошо идут соревнования. Если группа не успела обсудить вопрос и прийти к консенсусу, они получали штраф, минус 2 балла. И они были вынуждены быстро реагировать и быстро договариваться. Они скинули энергию. Потом я оглашала список правильных ответов, мы сравнивали работу групп. Они были выдохшиеся, то есть агрессию при распределении ролей, они прошли внутри маленькой группы. Это хорошо!
Какое еще можно упражнение дать? Какую-нибудь модерацию по группам или какую-нибудь работу, где нужно групповое обсуждение, где каждый может проявить себя. Если кому-то что-то не нравится, то выражая свою точку зрения, в этих группах они преобразуют негативную энергию в мирную.
Ограничивая время задания, я говорю, что другая группа быстрее, и они активизируются. Вы понимаете, в этой стадии нужно дать какие-то упражнения, кейсы, чтобы они не сидели и смотрели на вас, а выплеснули ее между собой в подгруппах. Это отличный прием как канализировать энергию сопротивления в энергию соревнования. И вот группа уже стабилизировалась, и вошла в рабочую стадию. Как быстро это произойдет – зависит от тренера. Если он сумел организовать этот процесс грамотно – то группа буквально к концу первого модуля уже может войти в рабочую стадию.
Читать начало материала о групповой динамики часть 1 и часть 2
Добавить комментарий