fbpx
Кто здесь главный? Роли участников на тренинге

Кто здесь главный? Роли участников на тренинге

Продолжаю серию постов, о том, как управлять групповой динамикой. Итак, мы остановились на второй стадии — стадии агрессии,  начало статьи здесь.

Роли в группе

На второй стадии, во время распределения ролей, важно определить, какие роли у участников группы. И использовать это знание для управления группой.

Нам, тренер8949589bc751dabcc9c75c680b601d74ам, необходимо отследить несколько ролевых моделей, чтобы потом с ними работать, и осознанно управлять участниками.

  • Альфа – лидер

Как определить? В первые пять минут становится понятно, кто больше всех выделяется. Обладаете  ли вы умением видеть лидера в группе?Лидер всегда есть. Он может быть в разных выражениях, но кто-то один всегда более активный. Если есть группа – всегда есть лидер. Он может быть очень активный или не очень, но он есть всегда. Лидер энергетически активный, он может подойти к вам и спросить, нужно ли чем-то помочь, или наоборот высказывается относительно тренинга,  но он всегда активен. Лидера можно увидеть в первые минуты управления тренингом.

  • Бета

Следующим шагом нужно найти Бету – это серый кардинал, «ботаник», он много знает, гораздо может быть более компетентным, чем лидер. Бета, который поддерживает лидера. Если лидер просто активный и энергичный, то Бета – умный и менее энергичный. К нему прислушиваются, потому что он эксперт.

  • Гамма

Следующие – все остальные гаммы. Все остальные, рядовые участники. Нам нужно всегда найти  Лидера и Бету, остальные – гаммы. Гаммы смотрят на лидера и ведут себя так, как он скажет. Бета может как-то сыграть свою роль и влиять на лидера (серый кардинал).

  • Анти-альфа

Если в группе два лидера, они начинают бороться. Выясняют кто из них более умный, более статусный. Один ругается с другим, выясняя роли. Тренеру надо свести  эти проявления на «нет», не позволяя устраивать «разборки». Обычно это делается  в юмористической форме «Спорим – не подеретесь», либо опять – к правилам группы «Мы говорим по одному, мы говорим о себе». Можно им дать  одну минуту на выяснение, кто главный – может один сдастся сам. Но если один Анти-альфа уходит в подполье, он будет все время вставлять лидеру палки в колеса.

Тут нужно просто переориентировать, рефрейминг сделать, сказать: «Ребят, вы пришли отношения выяснять или… как детский сад! Давайте закончим балаган! Давайте работать. Все вы здесь крутые, иначе бы здесь не сидели». То есть все обычно – через юмор, который и является собственно приемом рефрейминга. Нельзя, чтобы они ругались. Если  Альфа побеждает – поддерживаете его взглядом, а Анти-альфа становится рядовым участником группы, смиряется.

  • Омега

Бывает в группе присутствует Омега. Это «козел отпущения»,  изгой. С ним не общаются, его затыкают, его не слушают. Такое встречается не часто.  Но иногда встречается. Если такой участник есть – с ним надо общаться в перерывах, чтобы он не чувствовал свою ущербность. Не нужно проводить с ним психотерапию, надо его просто поддерживать.

Как вы думаете, с кем из всех представленных ролей надо устанавливать контакт тренеру? Кто для нас будет самый важный?

 

Формула распределения внимание:

  • Фокус на лидера
  • Внимание серому кардиналу.
  • Поддержка омеге (если есть)

Самое главное – установить контакт с лидером. Здесь допустим даже мягкий «подхалимаж», рефрейминг. Вам нужно войти в доверие к лидеру. Ошибка тренера – установление контакта с гаммами (с оставшимся народом). Гаммы бывают очень приветливы, но они не лидеры. Вы будете впустую тратить энергию на контакт с гаммой, а они ничего не решают в этой группе.

Вычислили лидера – установите контакт глазами. Не обязательно обниматься с ним. Кивайте на него, отметьте его, обращайтесь к нему. Вам нужно найти лидера и установить с ним контакт. Он будет польщен вниманием и будет помогать  вам вести тренинг. На стадии распределения ролей нужно, во-первых работать с трудными участниками,  во-вторых  нужно организовать, чтобы их энергию, «дурь» они пустили в нужное русло.

Однажды я придумала способ «канализации энергии» . Канализация – слово из психологии, но я его употребляю. Канал энергии –  нам понятно – направить канал энергии. У меня была группа менеджеров среднего звена. Все мужчины. У мужчин всегда очень много активности, некоторой агрессии. Когда  прихожу я, женщина — тренер, это, конечно, немного  утихает, потому что выскакивают гендерные – мужские особенности. Тут главное  в равной доле внимание всем уделять. Практически как «Белоснежка и семь гномов». Но все равно мне приходилось постоянно быть начеку. Они не то, чтобы «наезжали» на меня, они друг с другом спорили. Есть группы, где участники  постоянно меряются силой между собой. Условно говоря, ты будешь образно, «стоять в бикини», а мужчины этого не заметят.

Так вот, я придумала такой вариант для группы мужчин. Потому что хотела, чтоб они быстрее прошли стадию агрессии и включились в работу. Я разработала тесты по теме предыдущего тренинга. Они должны были  ответить на вопросы тесты в первом модуле. Первые 10 минут каждый отвечал индивидуально, а потом они в группах выбирали правильный ответ. Группа примерно 5 человек. В каждой группе обсуждается, какой ответ правильный. Каждый говорил, что он выбрал, и они ругались, спорили,  доказывали свою правоту, растрачивая энергию. Они выдыхались. Они в группах быстро выяснили кто у них там главный.

Фото001

На фото — момент заполнения индивидуальных тестов. 

Это очень яркий пример. Я им давала на обсуждение в группе 15 минут. В мужских  группах хорошо идут соревнования. Если группа не успела обсудить вопрос и прийти к консенсусу, они получали штраф, минус 2 балла. И они были вынуждены быстро реагировать и быстро договариваться. Они скинули энергию. Потом я оглашала список правильных ответов, мы сравнивали работу групп. Они были выдохшиеся, то есть агрессию при распределении ролей, они прошли внутри маленькой группы. Это хорошо!

Какое еще можно  упражнение дать? Какую-нибудь модерацию по группам или какую-нибудь работу, где нужно групповое обсуждение, где каждый может проявить себя. Если кому-то что-то не нравится, то выражая свою точку зрения, в этих группах они преобразуют негативную энергию в мирную.

Ограничивая время задания, я говорю, что другая группа быстрее, и они активизируются. Вы понимаете, в этой стадии нужно дать какие-то упражнения, кейсы, чтобы они не сидели и смотрели на вас,  а выплеснули ее между собой в подгруппах. Это отличный прием как канализировать энергию сопротивления в энергию соревнования. И вот группа уже стабилизировалась, и вошла в рабочую стадию. Как быстро это произойдет – зависит от тренера. Если он сумел организовать этот процесс грамотно – то группа буквально к концу первого модуля уже может войти в рабочую стадию.

Читать начало материала о групповой динамики  часть 1  и часть 2 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля к заполнению*

*

Телефон: +7 (925) 116-01-02
ИНН 7728620620 КПП 772801001
117133 г. Москва, ул Теплый Стан, д 21, корп 5