Каждый уважающий себя тренер знает что такое Теория компетентности, или другим словом, как формируется навык в процессе обучения. Предлагаю вашему вниманию историю формирования навыка в картинках, на примере моего обучения виндсерфингу на Красном море, откуда я недавно вернулась. Согласно данной теории, научение представляет собой четырехступенчатый процесс, подразумевающий переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности.
1 этап Неосознанная Некомпетентность ( “ Я не знаю, что я не знаю”)
До недавнего времени я жила спокойно и не осознавала, что я ни в зуб ногой в виндсерфинге. Так и многие участники тренингов, до прихода на обучение, живут себе спокойно и в ус не дуют.
2 этап Осознанная Некомпетентность ( “Я Знаю, что не знаю”)
Когда ученик попадает в проблемную ситуацию на работе или на тренинге, он понимает, что ему не хватает знаний и практики. На тренинге это может быть ролевая игра, кейс, которая показывает, что участникам не хватает знаний в данном вопросе. Вот для примера – мои первые 10 минут на воде – актуализировалась проблема Ну что ж я готова учиться.
3 этап Осознанная Компетентность ( “Я знаю и контролирую использование знаний”)
Я осознанно по этапам обучаюсь и контролирую действия. На тренинге – это теория, информация, алгоритмы, схемы, а потом уже и поэлементные упражнения. Примерно так – тренинг на берегу. Перед тем как выйти в открытое море.
Но и как только ученик выходит в “открыток море” – он набивает шишки. Здесь очень важна обратная связь и поддержка!
Мои падения Но не в моем характере сдаваться.
На формирование умения уходит некоторое время, необходимы повторения. В тренинге — это путь от поэлементных упражнений до отработки в системном действии. Все контролирую и осознаю – парус, спина, рука, ветер
Видео здесь, как меня понесло
4 этап Неосознанная компетентность (“Я знаю и применяю не задумываюсь”)
Когда все части действия “собраны” в систему, и на контроле отработаны умения, пришла пора не только делать это правильно, но и получать удовольствие. Когда умение переходит в навык, энергия, которая уходила на осознание и контроль, становится свободной энергией творчества, полета. Это и называется мастерство. Мастер не утомляется от своей любимой работы. У него много свободной энергии, он делает все легко, как бы “само собой”. Вот так я поймала ветер в паруса. Заплыла одной ногой, если можно так сказать. Но до мастера мне еще далековато.
Хотя…
Ну что ж, вперед к новым горизонтам! А вы, со мной?
1 Комментарий
Надежда, Вы даете другим надежду! Так держать! Спасибо Вам! С уважением и благодарностью, Ольга
Добавить комментарий