Очень часто, тренерам приходиться сталкиваться с сопротивлением участников, которое возникает у них при внедрении изменений. Однажды, мне пришлось вести тренинговый проект, где я рассказывала о внедрении новых способов оценки персонала, в результате которых у сотрудников формируются годовые бонусы. Что я наслушалась, трудно передать, но я попробую.
- «Это не у нас не сработает»
- «Это не возможно»
- «Вы хотите лишить нас наших бонусов»
- «У меня не будет времени делать такую тщательную оценку»
- «Система оценки не подходит, и все это ерунда»
Думаю, дальше, каждый из вас может дописать свои варианты. Так вот, дело в том, что сопротивление изменениям – процесс естественный, и очень важно тренеру иметь под рукой такой инструмент, который бы помог благополучно перейти на стадию обучения.
Хочу поделиться упражнением, которое называется «Синдром Северной щуки».
Цель упражнения, показать что важно распознавать и реально оценивать факторы, ограничивающие ваш успех. Упражнение проходит живо и интересно, и дает глубокий материал для работы с установками участников тренинга.
Процедура:
Тренер рассказывает историю:
«Щуку поместили в одной половине большого аквариума, в другой половине которого за стеклянной перегородкой свободно плавали многочисленные мелкие рыбешки. Когда щука становилась голодной, она делала безуспешные попытки достать рыбешек. Однако с каждой новой попыткой она лишь врезалась мордой в стеклянную перегородку.
Постепенно щука поняла, что достать рыбешек – невыполнимая задача и смирилась со своей участью. Когда перегородку аккуратно убирали, щука, к удивлению, не атаковала рыбешек, даже если они отважно плавали вокруг нее. Это иллюстрирует синдром щуки, который характеризуется…»
Сначала спросите участников, какие выводы можно сделать из этой истории, затем дополните список:
- игнорированием изменений в ситуации;
- предположением полной осведомленности;
- склонностью к чрезмерному обобщению;
- слепым следованием прошлому опыту;
- неспособностью действовать в стрессовом состоянии;
- отказом от рассмотрения альтернатив;
- чувством жертвы окружающей среды;
- неспособностью проанализировать принуждения
Затем раздайте заготовленные таблицы для работы, время на заполнение 10 минут.
Раздаточный материал.
Природа Принуждений
Напишите дело, которое вы бы хотели сделать, но до сих пор не сделали.
Перечислите все факторы, которые сейчас мешают выполнению поставленной задачи. Распределите причины по таблице.
Дело_________________________________________________________
Причины:
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- _________________________________________________________
- _________________________________________________________
Жесткие | А | В |
Гибкие | С | D |
Иллюзорные | Реальные |
Комментарии тренера: Порой нам кажется, что принуждения, которые нам кажется, держат нас «взаперти», могут быть иногда созданы нашим собственным восприятием, нашими установками. Как мы воспринимаем ситуацию.
Иллюзорные и гибкие принуждения в конце концов могут быть исследованы, если не могут быть преодолены. Только принуждения типа B (реальные и жесткие) представляют непреодолимые препятствия.
Когда группа закончит работать с таблицей, расскажите, что во время проведения такой работы в General Electric, обнаружилось, что свыше 95% принуждений, выявленные участниками, были классифицированы как иллюзорные или гибкие. Иначе говоря, для каждого полезно проанализировать, что он правильно воспринимает обстановку и его убеждения не закрывают возможности, которые дает ситуация.
Вопросы для обсуждения после упражнения
- Приведите примеры, когда люди проявляют синдром щуки?
- Как мы можем помочь другим (или себе) преодолеть эти психологические барьеры? можно сделать отдельный Мозговой штурм по этому пункту)
- Какие типы поведения вы хотели бы приобрести, а от каких отказаться?
- Приведите примеры принуждений, которые вы ощущаете в жизни, работе?
- Как научиться постигать природу наших принуждений?
Рекомендации: приведите пример из вашей жизни, наглядно демонстрирующий природу принуждений. (По материалам книги «Деловые игры и соврменный бизнес» Дж. Ньюстрм, Э. Сканнелл)
Узнай больше практичных упражнений для тренинга! Научись создавать свой авторский бизнес — тренинг!
Узнай когда ближайший курс Онлайн Школа тренеров
Только новые тенденции, свежий взгляд на обучение и реальные результаты участников тренинга!
7 Коммент.
Супер, Надежда! Это упражнение можно использовать не только на тренингах, я уже вижу его применение и пользу в консультировании своих клиентов. Благодарю!
Конечно) Мастер всегда найдет разнообразное применение инструменту)) Удачи, Света!)
Надежда, спасибо большое за упражнение! Очень наглядно будет выглядеть на тренинге. Мне кажется, его можно применять при внедрении любых изменений в компании, например.
Софья, ты права) можно и на совещании сделать это упражнение!
Надежда,упражнение хорошее, а можно привести пример принуждений по таблице?
Елена, примеры , что пишут участники на тренингах:
— Система закупок неудобная
— Много времени уходит на создание и согласование заявки по закупки
— Игнорирование клиентами наших запросов
— Клиент «всегда прав»
— У заказчика нет общей позиции, несогласованные действия по принятию решения о закупках
— Заказчик изменяет требование на ходу
— Настаивает на своей точки зрения
— Не соблюдает договоренности
Ну а потом мы начинаем распределять по квадратам. Выводы очевидны))
Спасибо, Надежда! Очень полезное упражнение! Обязательно применю на тренинге и для собственных ограничений сделаю.
Добавить комментарий