Вчера обсуждала трудности продажи услуг в сфере SPA. Это меня натолкнуло на мысль еще раз обозначить отличия продажи услуг от продажи товара.
Продажа услуг – это продажа “неосязаемой” выгоды в будущем. “Эфемерность услуг” очевидна. Одно резкое движение, и вся ваша презентация разлетается.
Доля услуг растет. Клиенты хотят улучшать свою жизнь, экономить время и силы, отдают услуги на аутсорсинг, это влияние современных трендов. О современных трендах я писала в статье. А те кто продает услуги, совершают популярные ошибки, потому что не осознают различия и их последствия. Благодаря различиям, меняются акценты и стиль продаж.
Одним словом, есть три ключевых отличия продажи услуг от продажи товаров:
- Неотделимость Услуги от человека, который их предлагает.
- Неосязаемость Услуги.
- Непостоянство в выполнении услуг.
Именно различия смещают акценты при продаже услуги.
1. Неотделимость Услуги от человека, который их предлагает.
Если я пришла к парикмахеру, который слегка смахивает на Джонни Деппа из фильма “Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит”, у меня будут сомнения в первые же 30 секунд.
Менеджер, который предлагает турпутевку, медицинские услуги, обучение, страхование, должен сформировать положительный и приятный образ. Ведь, как я уже говорила, в сознании клиента человек и услуга – одно целое, как Ленин и партия, едины.
Человек, продающий услугу, должен уметь:
- Вызывать доверие с первой минуты разговора
- Устанавливать контакт с разными типами Клиентов
- Демонстрировать Клиентоориентированность
2. Неосязаемость Услуги. Клиент не может “потрогать и увидеть” услугу, как товар на полке в магазине. Здесь и нужен наш милый консультант – менеджер. Он призван не запутать Клиента окончательно, а помочь ему принять решение о покупке.
Помните пословицу “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”? Я как клиент, покупаю, “кота в мешке”. И если менеджер по продаже услуг, сможет мне “развязать” этот мешок и убедить, что мне не “свинью подложили”, а именно белого и пушистого котика, вы услугу продали.
Возникают вопросы, как “показать” услугу? Конечно же все визуальные материалы: буклеты, презентации и тому подобное.
Человек, продающий услугу, должен уметь:
- Рассказывать об услуге на Языке Пользы.
- Связывать актуальные потребности Клиента с изменениями в будущем. Уметь делать “мостик” в будущее. “Представьте, как это удобно…Когда вы пройдете курс процедур, да вас будет просто не узнать…”
- Владеть дополнительными приемами аргументации: присоединение к Мифу (рассказ о “звездах”, которые уже приобрели услугу, история о реальном клиенте ( как это изменило его жизнь)
- Быть экспертом. Забыть все ужасные слова типа “Я не знаю какой цвет волос вам больше подойдет, вы сами и выбирайте”
- Элегантно предоставить отзывы клиентов
3. Непостоянство в выполнении услуг. Это означает, что сегодня вам сделали массаж отлично, а завтра неизвестно, что вас ждет.Качестве поставляемых услуг меняется.
Парадокс качества услуг в потребительской оценке выполнения услуг.
Например, вы поехали учить английский на Мальту по рекомендации лучшего друга. А результат обучения вас разочаровал. И теперь вы будете всем рассказывать и вносить свою потребительскую оценку услуги. Ну просто вы попали в неудачное время, а мнение то уже сформировалось. Продав услугу один раз, необходимо поддерживать качество.
Человек, продающий услугу, в данном случае должен уметь:
- Работать с жалобами и рекламациями. Знать как жалобу перевести в пользу для клиента и компании
- Уметь работать с возражениям
Вообще, это вопрос больше уже относится к бизнес — процессам компании. Есть ли у компании стандарты выполнения работ, понимают ли что такое Клиенториентированность.
Клиенториентированность – это когда вы ориентируетесь на интересы и потребности Клиента. Очень часто вместо того чтобы продавать как удобно Клиенту, компания работает “как удобнее продавать нам”. Позиции «мы так уже 2 года работаем и никто не жаловался». Но это уже отдельная животрепещущая тема. О том, что такое Клиенториентированность читать в посте: «Разноуровневые Джунгли Клиентоориентированности» + Таблица – подсказка к тренингу».
3 Коммент.
Отличный материал, в прочем как и те что предоставлены ранее и более поздние.
Существенное отличие товара от услуги, предлагаемого потенциальному клиенту (потребителю) — это цель самого потребителя.
Услуга, все же это перспективное удовлетворение потребностей, ориентированное на долгосрочное и качественное получение желаемого результата, не забывая о такой ценности как время, деньги, комфорт (физический, эмоциональный), конечно качество, не забываем о тенденции внешних изменений рынка (стиль,дизайн, процедуры, инновации законодательных ниш…). Одним словом — это не пилотный проект, а долгосрочные отношения с клиентом (потребителем), это комплексное решение, с комплексным форматом ответственности.
Товар — глупо отрицать то что продавец несет все туже ответственность, в отношении своего предложения, тем не менее…
У меня авто "Лада" — это товар
Я обслуживаю свой товар (авто), в "Лада — центр" — это услуга
Я однозначно хочу другой товар — авто
Я полностью удовлетворен сервисным центром — услугой
Спасибо Марат!
Ваши дополнения, очень ценные для меня.
У нас как то умеют товар продавать, но продажа услуг, мягко сказать, хромает. Видимо ждать еще до морковкина заговенья, когда наконец поймут компании почему нужно персонал готовить и к продаже услуг.
Мне понравилось про "долгосрочный проект" и "пилотные отношения"! Все очень доходчиво. Особенно в части про "Ладу")
Услугу можно переупаковать как товар, например сравнить дизайн сайта с конструктором ЛЕГО.
Добавить комментарий