fbpx
Как отработать тему, которая только что появилась на тренинге спонтанно?

Как отработать тему, которая только что появилась на тренинге спонтанно?

 

Здесь главное без фанатизма, и без явной “художественной самодеятельности”. Я говорю о стиле  тренера “Джаз” –  возможности импровизировать в рамках одной музыкальной (тренинговой) темы.

Моя цель привнести в свой  тренинг актуальности и действительно помочь участникам разрешить их ситуацию. Вот некоторые простые и полезные приемы:

 

1) Всем известный метод кейсов. Вы перенаправляете энергию проблемы в разрешение силами самих же участников. Я убеждена, что у группы всегда есть решение, и группа умнее тренера) Особенно хорошо прием, когда у тренера нет ответа на этот вопрос, или он немного еще “не в теме”.

key

1 шаг: Делите участников на группы. Предлагаете каждой группе написать свой кейс (описать ситуацию, проблему) по актуализированной теме.

2 шаг: Собираете кейсы, передаете  кейсы по кругу следующей команде. Таким образом команда получает новый кейс.

3 шаг: Предлагаете методом Мозгового Штурма или методом дискуссий придумать решение данного кейса. Время 15 минут.

4 шаг: Команды презентуют решение друг другу. Милая дискуссия между участниками по поводу предложенных решений.А  в это время тренер одной рукой выписывает на флипчарт решения каждой команды, а другой рукой фасилитирует группу)  Просто как дирижер или как джазмен, даже не знаю, как теперь тренера назвать.

5 шаг: “Под занавес”- сухой остаток. Тренер спрашивает “Что объединяет все кейсы?” Какая проблема высвечивается в компании или у участников. А может быть все группы предлагали похожие решение. Иначе говоря тренер обязан систематизировать все что получилось, чтобы было ощущение, что тренер помог решить этот вопрос. Если тренер неожиданно для себя вспомнил свой опыт или информацию по данному вопросу, он может добавить в конце как последний аккорд : “А  напоследок, я скажу…”.

Иногда достаточно просто высказать личную позицию по данному вопросу, если это не касается знания конкретного продукта. Но я всегда говорю : “Тренер – это не ходячая энциклопедия. Он не обязан все знать!”.

1. Метод Создания Моментальных Упражнений “Экспресс – упражнения”. На школе тренеров мы разбираем как создавать упражнения разных уровней. Если кратко, используя методы креативности – в частности метод аналогий – берете старое упражнение и “начинаете” его новой начинкой.

Копия навык

Например, тип упражнения “Вертушка”. Когда нужно участники становятся в два круга, лицом к друг другу. И переходят на один шаг вправо, каждый раз общаясь с новым партнером по общению. Можно использовать, когда участники отрабатывают какой то алгоритм, и у них появляется новый вопрос в контексте изучаемой темы. Тогда тренер предлагает использовать алгоритм для решения этого вопроса.

Участники внешнего круга, по сигналу тренера переходят к новым партнерам, примерно 1 минуту общаются и переходя снова к следующему участнику. Потом внутренний и внешний круг меняется местами.

После упражнения тренер собирает обратную связь, резюмирует ответы участников и записывает лучшие ответы на флипчарте. И овцы целы и волки сыты как говорится.

2. Обращение к Рабочим Тетрадям. Часто бывает так, что рабочие тетради обладают просто кладезем полезной информации. Часто в материалы  тренинга я вставляю немного больше информации, чем тема тренинга. Поэтому если на ваше счастье поднятый вопрос описан в раздаточном материале – предлагаем участникам по очереди вслух  прочитать его, и прокомментировать. Тренер спрашивает, использует ли участник данный прием в работе? Также полезно спросить у группы, кто использует подобный прием в работе, пусть участники опишут свой опыт, расскажут историю. Ну и не забываем про резюме тренера.

3. Классика жанра, обращаемся к группе: “Спасибо за вопрос, скажите, а кого был подобная ситуация? Как вы решили?”. Переводим энергию вопроса на группу. Если вообще полная тишина, спрашиваем у задающего, что он думает по этому вопросу сам. Внимательно слушаем и перефразируем. Если тренера все таки припирают к стенке и требуют незамедлительный ответ, тренер встает в Сократовскую позу и молвит: “Как сказал Сократ в конце жизни: я знаю, что ничего не знаю. К сожалению у меня сейчас нет ответа на этот вопрос, я отвечу на него позже ( после перерыва”).  И без фанатизма, помните, что тренер это не ходячая энциклопедия. В перерыв “звонок другу тренеру” или википедия или ваш вариант  и обсуждение этого вопроса в следующей части тренинга, если это будет адекватно ситуации.

4. “Домашнее задание” . Если тренинг 2-х дневный, и данная ситуация проявилась в первый день занятия – предложите в первую очередь инициатору вопроса  собрать дома материал по теме. А также всей группе дайте задание на эту тему. Сами конечно тоже, в грязь лицом не ударьте, соберите информацию за вечер. А на следующий день можете устроить дискуссию или модерацию.

Так что развивайте креативность тренера, кто знает, “что день грядущий нам готовит?”

5 Коммент.

  • Татьяна Опубликовано 20.09.2011 18:54

    Да, всё это хорошо с примитивной групой, но сейчас я всё больше встречаю креативных и опытных участников и этим их не проведёшь. Что решает в таких ситуациях, так это эрудиция и знание психологии личности самим тренером.

  • Nadia Опубликовано 21.09.2011 19:27

    Татьяна, действительно, это было между строк) Спасибо что заметили!

  • Оюна Опубликовано 23.09.2011 12:49

    Вопрос от начинающего тренера — участники приходят на тренинг для того, чтобы получить дополнительную информацию. соответственно они задают вопросы. если отвечать, что "я знаю, что ничего не знаю", то какое мнение о себе можно оставить? как корректно выйти из ситуации, чтобы не оставить о себе как о тренере неблагоприятное впечатление, если не проходит вариант с перефразированием ответа группе, и группа напирает на то, чтобы тренер сам ответил на вопрос?

  • Nadia Опубликовано 25.09.2011 14:46

    Важно придерживаться ролевых границ. В конце концов это тренер обучает участников, а не сдает экзамен группе. Варианты ответов:
    "Спасибо,….то о чем вы спрашиваете, вопрос непростой, я вижу вы в суть смотрите. Чтобы ответить на него, мне нужно подумать. Давайте обсудим после перерыва".
    Я говорю о той ситуации когда тренер действительно не знает.
    Мы все люди, и тренер имеет право что то не знать. Ну уж так случилось. Тренер может поблагодарить участника:
    "Спасибо за вопрос… это мне сигнал, чтобы эту тему мы включили в учебный план, давайте еще раз вместе сформулируем вопрос… Я передам его нашим экспертам".

    То что я вижу в такой ситуации, СТРАХ тренера показаться глупым. То чему, вы придаете значение, нарушает ваш эмоциональный баланс. Это и случается.
    Еще раз — оцените ситуацию — если это это вариант "проверки" тренера группой — им в принципе ответ не важен, группе важно понять, насколько тренер спокойно вывернется из неловкого положения. А именно для этого и нужны приемы работы с группой.
    Позвольте себе быть разным, в конце концов может это именно для вас такой Тренерский урок, может вы сделаете вывод, что нужно готовиться лучше к теме.

    А если группа в рабочей фазе и находится в состоянии обучения, то она нормально воспримет ситуацию, в которой тренер не может ответить сию же минуту.

    "Знать бы где упасть — соломку подстелил бы".
    В конце концов, поблагодарите группу — какая вам активная и пытливая группа досталась))) Будьте в моменте и верьте в себя!

  • Daticc77 Опубликовано 24.12.2011 15:51

    🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля к заполнению*

*

Телефон: +7 (925) 116-01-02
ИНН 7728620620 КПП 772801001
117133 г. Москва, ул Теплый Стан, д 21, корп 5