«Там живут несчастные люди-дикари, На лицо ужасные, добрые внутри…»
Продолжение. Начало здесь. Вторая стадия работы группы на тренинге – распределение ролей (групповая агрессия).
Группа людей как племя, а на тренера проецируется роль вожака. Что делать в этом случае? Этот этап самый страшный для многих тренеров. Как говорят тренеры : «Они начинают проверять нас». Испытывать на прочность: «Ты кто такой?!».
«Ой, а кто я?! ». Почему это происходит? Я хочу, что бы вы осознанно понимали всю динамику. Это происходит, потому что включаются архетипичные процессы. Группа людей как племя. Если они между собой знакомы – они сплачиваются в первом модуле, через пару минуты они уже могут проверять тренера, потому что уже сплочены как племя, а тренер для них в роли вожака. Конечно это все быстрые подсознательные процессы.. И они проверяют, может ли этот вожак привести к добыче, к «мамонту» , то есть привести к результату.
Если вы покажете свою силу (а вы ее безусловно покажете), то они легко будут идти за вами. Но перед этим группа будет спрашивать вас неудобные вопросы.
Образ мамонта на тренинге — «добыча» в виде новых знаний, бизнес — результат, новые полезные умения и навыки.
Если вожак (тренер) начинает мяться, оправдываться, говорить: «Мы еще до мамонта не дошли… У нас еще прошлый мамонт не доеден… За этим мамонтом пойдем особенным интересным путем… Это будет особенный мамонт…» . Нет – нельзя оправдываться. Я говорю примерно так: «Либо вы мне доверяете – идем бить мамонта, вы уж поверьте, я уже за 10 лет столько мамонтов для компаний добыла. И кстати… для вашей группы, у меня припасен особый мамонт!». Здесь надо поставить себя иногда очень жестко, иногда с интригой. Но всегда чувствуйте свою силу.
Парадокс в том, что для мужчины — вожак — это привычная мужская роль. Но давайте смотреть реально на факты – большинство тренеров – у нас — женщины. И тут нам надо не «переборщить» с доминантной, чтобы женщина тренер не превратилась в мужика в юбке. Я бы сказала так – внутренняя позиция должна базироваться на мужской энергии, внешне – можно использовать женские чары и обоняние.
Женщина — тренер ведет тренинг с мужской позиции, самое главное не превратиться в «мужика в юбке».
У нас всегда есть инь-янь, но не будем копать глубоко баланс энергий. Скажу проще, женщине тренеру приходится всегда занимать мужскую позицию в аудитории на этом этапе! Дальше можно по-разному, женской хитростью, интуицией, но этот этап – всегда нужно проводить с мужской позиции. Не надо превращаться в мужчину (руки в брюки), просто хорошо управлять своей мужскую энергией, которая проявляется в силе, уверенности, спокойствие, и осознание своей ценности, что вы все делаете правильно.
Подведем резюме. На этом этапе группа проверяет, может ли тренер вести ее за собой. Если они не знакомы – они сначала между собой могут побороться и выяснить кто у них главный. Выяснили – перенесли внимание на тренера и выясняют его возможности. Важный момент! Нам, тренерам, никогда нельзя уходить в группу, нельзя становиться участником группы, необходимо всегда отпозиционироваться! Мы можем вместе делать разминки, вести диалоги, но мы вне группы. Если тренер уходит в группу и становится участником – он теряет контроль. В этом случае в группе находится участник, который практически ведет тренинг — это самое страшное.
Часто мне задают вопрос: «А что такое тренер ушел в группу, как это выражается?» Вы знаете, по-разному. Например, когда вы подыгрываете группе, когда начинаете играть по ее правилам. Они говорят: «Давайте говорить по очереди», а вы отвечаете «давайте, раз вам так нравиться», вместо того, чтобы устанавливать свои правила. В учебниках этого нет. Это опыт, который я извлекла из тренингов. Когда вы слишком играете по их правилам, вы становитесь просто участником комфортным для группы, нет подчинения лидеру, происходит перехват инициативы. Давайте выведем определение «тренер ушел в группу». Это ситуация, когда вы перестаете руководить и подстраиваетесь как участник, чтобы одобрили ваше поведение.
Но вам нужно найти такой баланс, что вы управляете и держите свою линию, у вас есть своя цель, есть свой заказчик, у вас есть план, и вы мягко или жестко, кто как умеет (иногда надо жестко), вы ведете свою игру. Вы коррелируете их поведение, поощряете правильное поведение, тут же пресекаете не правильное.
Например, вылезает «какой-то Вася», а вы ему объясняете, что таких правил у нас нет, мы их не принимали и работать будем по моим правилам! Если есть вопрос –»Подойдешь ко мне и обсудим в перерыв». Никогда не позволяйте играть по их правилам!
Часто «Вася» вылезает на тренинге в роли революционера….
Обязательно, правила должны быть четкими. Как только группа видит нечеткость правил, сразу начинает искать между строк, куда просочиться. Как только находят – начинаются переговоры и уловки.
Еще раз просто напомню, что правила группы вы вводите в самом начале. Лазейку начинают искать и могут найти в любом месте. Правила можно сделать безапелляционными, но лазейка все равно найдется, если тренер не чувствует уверенности.
Потому что помните: «То, что вы можете воспринимать спокойно — уже не управляет вами».
О. Хаксли
Добавить комментарий