Барьеры креативности. Что мешает нам мыслить нестандартно?

Барьеры креативности. Что мешает нам мыслить нестандартно?

barЧасто руководители говорят: “Нам нужны творческие, смелые, креативные  сотрудники”. Правда не все понимают, что таким бриллиантам потом сложно подобрать простор для самореализации. Ну это вопрос к мотивации и удержание таких сотрудников. А вопрос в другом: где взять креативных сотрудников? Ответ один: развивать! 

Я сразу обозначу объем понятий:

ТВОРЧЕСТВО – это процесс, приводящий к созданию нового.

  • КРЕАТИВНОСТЬ – рассматривается как внутренний потенциал человека.

Под креативностью понимают способность человека отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые способы решения проблем. Креативность это способность к конструктивным, нестандартным решениям.

motЭта способность проявляется в:

  • быстроте
  • гибкости
  • точности
  • оригинальности мышления
  • богатом воображении
  • самообладании и уверенности в себе
  • степени детализации образа проблемы
  • чувстве юмора

Для развития креативности необходимо “раскачать” мозг, (так как у нас существует автономность полушарий – латерализация),  для того чтобы он обращался к обоим полушариям при решении задач. “Раскачать”  привычное восприятие бизнес – ситуации —  одна из целей тренинга “Креативность в решении бизнес – задач”. На тренинге участники попадают в непривычную ситуацию, решают непривычные для себя задачки. Можно сказать, испытывают стресс. А стресс  и заставляет активно работать оба полушария. Новые связи между полушариями закрепляются на нейро — физиологическом уровне. Результат такой интеграции очень полезен в решении бизнес – задач. Мы получаем такие качества мышления:

  • беглость, как способность генерировать максимальное количество идей
  • гибкость, как способность к порождению широкого многообразия идей ( на зависть конкурентам)
  • точность, как способность придавать завершенный вид продуктам мышления

Согласитесь, что сотрудники с такими качествами в наше нестабильное экономическое время, всем пришлись бы “ко двору”.  Поэтому необходимо развивать сотрудников. 

vdТак как я провожу тренинги по креативности в бизнесе, то всегда возникает вопрос: Как раскачать наше привычное восприятие? И что нам мешает быть креативными? Участники на тренингах делают упражнение, под названием: “Барьеры креативности”. Итак, вот какие барьеры обнаружили: (мыслительные и поведенческие стереотипы)

  • “Я недостаточно хорош”
  •  Не будь последним
  •  Нельзя делиться переживаниями
  •  Я несу ответственность за все
  • “Если я это не спланировала , то это не получится”
  • “Надо жить дружно, конфликт – это плохо”
  • “Никого ни о чем не проси – свои проблемы проблемы решай сам”
  • “Если человек тебе не понравился сразу – не имей с ним никаких дел”
  • Инициатива наказуем
  • Нужно быт скромным
  • Нужно быть в форме
  • Одному работать проще
  • Опаздывать нехорошо
  • Богатым быть стыдно
  • Бедным быть стыдно
  • Нужно все знать
  • Существует только правда
  • Нужно оценивать
  • Нужно выглядеть красиво, говорить красиво, быть уравновешенным
  • Не будь смешным
  • Не привлекай к себе внимания
  • Нужно быть сильным, успешным, результативным
  • Нельзя ошибаться
  • Надо следовать авторитетам
Внутренние барьеры Внешние  барьеры
1. Стереотипы ( возрастные, половые, профессиональные, статусные и т.п.)

2. Излишняя ориентация на одобрения ( желание сделать правильно, невротическая потребность в одобрении)

3.Неадекватная (особенная заниженная) самооценка

4. Недостаточный уровень саморегуляции ( “не владение собой”)

 

1. Критика ( коллеги, начальство)

2. Стресс – факторы актуальной ситуации

То есть, не преодолев достаточно серьезные барьеры креативности, сотрудник не сможет что называется “прыгнуть выше головы”.  Людей, которые умудряются игнорировать стереотипы,  единицы. Я работаю с инструментом MQ,  и обнаружила корреляцию между уровнем продуктивного (оптимистического) мышления и креативностью. Те, у кого высокие показатели MQ – все люди либо креативных профессий, либо генерируют идеи на рабочем месте. И конечно, понятно, что не проработав эти самые барьеры (установки, которые порождают стиль мышления), невозможно воспитать креативного сотрудника. Ну а я  как раз работаю над этим!

3 Коммент.

  • Павел Опубликовано 31.08.2016 19:56

    Вы абсолютно правы, креативность не может появиться там, где есть задавленность внешними шаблонами отношения к миру. Чтобы найти нетривиальное решение, нужна независимость и даже смелость.

    • Надежда Бондаренко Опубликовано 01.09.2016 09:20

      Павел, да)) И это все идет от нашего мышления. Умения посмотреть с разных точек зрения на ситуацию, найти позитив и тогда будут видны новые необычные решения)

  • ARSales Опубликовано 31.10.2016 18:12

    По моему креативность это особенность мозга, развить то что не дано, будет тяжело

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля к заполнению*

*

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Телефон: +7 (925) 116-01-02
ИНН 7728620620 КПП 772801001
117133 г. Москва, ул Теплый Стан, д 21, корп 5