Часто руководители говорят: “Нам нужны творческие, смелые, креативные сотрудники”. Правда не все понимают, что таким бриллиантам потом сложно подобрать простор для самореализации. Ну это вопрос к мотивации и удержание таких сотрудников. А вопрос в другом: где взять креативных сотрудников? Ответ один: развивать!
Я сразу обозначу объем понятий:
ТВОРЧЕСТВО – это процесс, приводящий к созданию нового.
- КРЕАТИВНОСТЬ – рассматривается как внутренний потенциал человека.
Под креативностью понимают способность человека отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые способы решения проблем. Креативность – это способность к конструктивным, нестандартным решениям.
Эта способность проявляется в:
- быстроте
- гибкости
- точности
- оригинальности мышления
- богатом воображении
- самообладании и уверенности в себе
- степени детализации образа проблемы
- чувстве юмора
Для развития креативности необходимо “раскачать” мозг, (так как у нас существует автономность полушарий – латерализация), для того чтобы он обращался к обоим полушариям при решении задач. “Раскачать” привычное восприятие бизнес – ситуации — одна из целей тренинга “Креативность в решении бизнес – задач”. На тренинге участники попадают в непривычную ситуацию, решают непривычные для себя задачки. Можно сказать, испытывают стресс. А стресс и заставляет активно работать оба полушария. Новые связи между полушариями закрепляются на нейро — физиологическом уровне. Результат такой интеграции очень полезен в решении бизнес – задач. Мы получаем такие качества мышления:
- беглость, как способность генерировать максимальное количество идей
- гибкость, как способность к порождению широкого многообразия идей ( на зависть конкурентам)
- точность, как способность придавать завершенный вид продуктам мышления
Согласитесь, что сотрудники с такими качествами в наше нестабильное экономическое время, всем пришлись бы “ко двору”. Поэтому необходимо развивать сотрудников.
Так как я провожу тренинги по креативности в бизнесе, то всегда возникает вопрос: Как раскачать наше привычное восприятие? И что нам мешает быть креативными? Участники на тренингах делают упражнение, под названием: “Барьеры креативности”. Итак, вот какие барьеры обнаружили: (мыслительные и поведенческие стереотипы)
- “Я недостаточно хорош”
- Не будь последним
- Нельзя делиться переживаниями
- Я несу ответственность за все
- “Если я это не спланировала , то это не получится”
- “Надо жить дружно, конфликт – это плохо”
- “Никого ни о чем не проси – свои проблемы проблемы решай сам”
- “Если человек тебе не понравился сразу – не имей с ним никаких дел”
- Инициатива наказуем
- Нужно быт скромным
- Нужно быть в форме
- Одному работать проще
- Опаздывать нехорошо
- Богатым быть стыдно
- Бедным быть стыдно
- Нужно все знать
- Существует только правда
- Нужно оценивать
- Нужно выглядеть красиво, говорить красиво, быть уравновешенным
- Не будь смешным
- Не привлекай к себе внимания
- Нужно быть сильным, успешным, результативным
- Нельзя ошибаться
- Надо следовать авторитетам
Внутренние барьеры | Внешние барьеры |
1. Стереотипы ( возрастные, половые, профессиональные, статусные и т.п.) 2. Излишняя ориентация на одобрения ( желание сделать правильно, невротическая потребность в одобрении) 3.Неадекватная (особенная заниженная) самооценка 4. Недостаточный уровень саморегуляции ( “не владение собой”)
| 1. Критика ( коллеги, начальство) 2. Стресс – факторы актуальной ситуации |
То есть, не преодолев достаточно серьезные барьеры креативности, сотрудник не сможет что называется “прыгнуть выше головы”. Людей, которые умудряются игнорировать стереотипы, единицы. Я работаю с инструментом MQ, и обнаружила корреляцию между уровнем продуктивного (оптимистического) мышления и креативностью. Те, у кого высокие показатели MQ – все люди либо креативных профессий, либо генерируют идеи на рабочем месте. И конечно, понятно, что не проработав эти самые барьеры (установки, которые порождают стиль мышления), невозможно воспитать креативного сотрудника. Ну а я как раз работаю над этим!
3 Коммент.
Вы абсолютно правы, креативность не может появиться там, где есть задавленность внешними шаблонами отношения к миру. Чтобы найти нетривиальное решение, нужна независимость и даже смелость.
Павел, да)) И это все идет от нашего мышления. Умения посмотреть с разных точек зрения на ситуацию, найти позитив и тогда будут видны новые необычные решения)
По моему креативность это особенность мозга, развить то что не дано, будет тяжело
Добавить комментарий