fbpx
…Делу — венец! Как красиво завершить тренинг

…Делу — венец! Как красиво завершить тренинг

Начало материала о групповой динамики  часть 1  и часть 2 

Третья стадия – конструктивной работы. Энергия ровная, рабочая стадия, идем к финишу. Энергия не падает. Это рабочая группа. Группа летит к финишу и довольно хорошо работает.  Здесь мы даем самую сложную информацию, большие кейсы, сложный материал. Так как они уже смогут это осилить. Они уже между собой все выяснили, они уже слушают тренера и они работают. Есть ли здесь какие-то подводные камни на этой стадии?

CIMG2875

Здесь может прорываться, то, что мы не доработали на предыдущих двух этапах, тут могут быть трудные участники, которые еще не угомонились. Или прорываться недовольство, неотработанная стадия групповой агрессии.

Если это происходит, тогда вы  спокойно возвращаетесь туда, где «тормознули», и обрабатываете возражения. Поэтому очень важно дать второй стадии, стадии групповой агрессии, проявиться. Не нужно ее бояться, не нужно на участников давить, а дать им высказаться, снять возражения, спросить: «Я ответил на ваш вопрос?», и получить подтверждение, что мы можем двигаться дальше. То есть если вы не проработаете стадию агрессии, она будет постоянно возвращаться и «вставлять палки в колеса».

Можно дать какое-нибудь упражнение для ускорения прохождения групповой динамики, тогда по ходу тренинга меняйте упражнения, давайте модерацию,  и пусть они там «выпускают свою энергию» и переводят в мирное русло. Пока они  выполняют задание, тренер думает: «Так, здесь я переставил упражнение, у меня есть 15 минут, я пока подумаю, что дальше».  Ничего нет страшного в том, что вы корректируйте тренинг по ходу.

Однако, здесь нужно  различать «коррекцию» и «идти на поводу у группы».

Когда вы корректируете план действий – вы стратег, и каждое ваше действие ведет к цели, вы проактивны. Но когда вы идете на поводу у группы, то вы проявляете реактивность, у вас нет ориентации на цель. Просто вам сказали: «А мы знаем это …давайте не будем это делать», и тренер послушно кивает головой.

Задачи тренера на  рабочей стадии, это направлять и поддерживать участников. Очень важно менять деятельность, чтобы они не уставали.  Упражнения чередовать с мини — лекция, и  делать по ходу разминки. Они готовы работать, но есть естественная утомляемость, внимание  удерживается во время лекции  примерно 15-20 минут, поэтому надо давать разные технологии и переключать активности.

На третьем периоде тренер может немного отдохнуть, дать задание группе (кейсы), и контролировать процесс.  А в  ближе к концу занятий, тренер вновь  включает свою энергию, чтобы группа хорошо завершила тренинг – помочь им  поставить эмоциональную точку.

И в конце наступает четвертая  стадия группы, как говорят психологи в динамической группе, происходит умирание группы. Замечали, что в конце тренинга люди становятся усталыми, им тяжело? Более того, они не хотят расставаться, их не разогнать после 18:00, они долго держат обратную связь. Это реально расставание – они не хотят умирать в этом составе, в этой группе и они тянут время. Подходят к тренеру, задают какие — то вопросы и не уходят. У тренера уже нет сил, а им страшно уйти, потому что несколько часов или  дней они были как один организм!

Нам нужно красиво завершить. Красиво поставить им эмоциональную точку, точку поддержки и отпустить с миром! Тренинг закончился – все – вышли и забыли. Здесь все достаточно просто. Главное поставить жирную эмоциональную точку. Помните про эффект края – запоминается самое начало и конец.

IMG_5601Если участники сами хлопают друг другу, спрашивают, когда будет еще тренинг, хорошо делают обратную  связь, это хороший эмоциональный маркер. Мы это состояние просто увеличиваем.

Очень важно здесь собрать им чемодан «сухого остатка», чтобы каждый участник сказал, что взял полезного, что будет использовать в работе, что они будут делать в понедельник.

В конце во время обратной связи четко спрашивайте два  вопроса:

  • Что было важно вам?
  • Что возьмете с собой в работу?

Очень важен сухой остаток. Можно делать чемодан менеджера. Вы говорите: «Мы сейчас собираем чемодан навыков, умений, открытий …Каждый  может положить, то что возьмет с собой  с тренинга».

Можно задать вопрос: «Какой самый первый шаг, который вы можете сделать прямо сегодня?» Они говорят: «Я  позвоню этому человеку, или напишу эти планы и отправлю e-mail». Тренер должен развернуть в правильном направлении к цели,  дать четкую последовательность шагов. То есть им нужно дать энергию на посттренинг. Можно дать литературу, материалы (часто спрашивают – что почитать?).

Самое главное в конце тренинга – организовать обратную связь.

Участники группы выдыхаются, им тяжело, и здесь тренер больше работает в группу, потому что они устают. Тренер работает много в начале и в конце.

Есть еще прием окончания тренинга  и подведения итогов через метафору.

CIMG3251

Например, метод сбора ожиданий в начале тренинга, и соответственно в конце подведения итогов.  В начале тренинга, я нарисовала большое дерево на фипчарте.  И попросила участников написать свои ожидания от тренинга, и наклеить вниз дерева, в корни. В конце тренинга участники переклеивают свои ожидания на ветви дерева – «плоды знаний и тренинга». Для разнообразия, я иногда «сажаю клумбу», или цветник.  Для этого нужны красивые яркие стикеры, я купила яркие разноцветные клубнички, звезды, и смайлы. Вообщем,  тут ваше творчество, господа тренеры!

Еще вариант эмоциональной точки тренинга — написать пожелания на спине участнка , (прикрепляется лист на спине, и каждый участник анонимно пишет хорошие слова) или складывали в конвертик. То есть способов много, это отдельно  — методика, а мы разбираем суть. Энергию можно улучшить, сдобрить, увеличить специальным мероприятием, упражнением. Больше здесь ничего и не придумаешь – главное сухой остаток и эмоциональная поддержка тренера!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля к заполнению*

*

Телефон: +7 (925) 116-01-02
ИНН 7728620620 КПП 772801001
117133 г. Москва, ул Теплый Стан, д 21, корп 5