Тип участника на тренинге «Мечтательная пони», «Колкий еж» и другие модели поведения. Как работать с сопротивлением?

Тип участника на тренинге «Мечтательная пони», «Колкий еж» и другие модели поведения. Как работать с сопротивлением?

28 марта состоялась очередная встреча «Фабрики тренинга», совместного проекта моей Школы тренеров и Кафедры Акмеологии и профессиональной деятельности РАНХиИГ.

IMG_0268

Тема встречи «Как работать с трудными участниками», вызвала бурные эмоции, так как каждый тренер в любом формате так или иначе сталкивается с сопротивлением участников.

«Трудные» участники осложняют работу, но их отсутствие снижает эффективность тренера и даже пугает. С осознания этого парадокса мы приступили к занятию.

Как правило, на корпоративных тренингах, идет сопротивление изменениям. Участникам «открывают шлюз», куда они могут сбросит весь негатив, который накопился у них, они выражают отношения, например к новым требованиям компании, которые выражены в теме обучения, например стандарты или клиентоориентрованность.

Они, «трудные» участники, совсем как подростки – настойчивые, непредсказуемые, конфликтные, агрессивные, пассивные, дотошные, статусные, мажорные. Задают вопросы не по теме, вступают в споры, пытаются сорвать занятие, отказываются делать упражнения и все для того, чтобы привлечь к себе внимание или подчинить родителя (т.е. тренера) своей воле.

Одним словом сопротивляются. А как работать с ними?

Обязательно слушаем, задаем уточняющий вопрос, и предлагаем рациональное решение.

  1. Профилактика сопротивления

При корпоративном тренинге следует учитывать уровень усталости участников (они могут быть после ночной смены, рабочего дня, предыдущего тренинга). Проверяем комфортность условий. Помним, усталость убивает мотивацию. При необходимости вы сможете скорректировать программу и, главное, свои ожидания.

На случай явного сопротивления запоминайте нейтрализующие фразы:

  • «Я понимаю, что вы здесь по условиям договора. У вас есть выбор – написать заявление и покинуть тренинг. Это будет ваша ответственность. Посмотрите на это с другой стороны — у вас будет сертификат. Работодатель заботится о вашем профессиональном росте»
  • «Правила тренинга» в начале. Коротко и четко следует сообщить время перерывов, окончания, условия подачи вопросов. Во время тренинга жестко следуем заявленному графику.
  • Лайфхак «Парковка вопросов». На доске выделяется отдельное место куда можно во время тренинга приклеивать стикеры с вопросами. В конце занятия вы отвечаете на вопросы или они становятся не актуальными.
  • Состояние тренера должно быть открытым. Работаем «на приём». Если чувствуем собственное сопротивление – фиксируем и отпускаем. Мы принимаем участников такими, какие они есть. Мы помним – это наша работа. Любимая работа.

IMG_0249

 

 

 

 

 

 

  1. Учимся использовать рефрейминг

Рефрейминг — эффективный прием при ответах на сомнения и возражения, и даже предотвращения таковых. Это наделение ситуации новым смыслом.

IMG_0245

Не «вас загнали на тренинг»  — а «руководство заинтересовано в вашем профессиональном развитии»

«Зачем работать по стандартам – как роботы» — «Стандарты – это признак компании с высоким сервисом»

 

 

  1. Используем алгоритм

На практике следуем алгоритму:

А) Обязательно позволяем участнику закончить артикуляцию вопроса.

Б) Присоединяемся: «Я правильно тебя поняла/Ты имеешь в виду что … (следует уточнение вопроса)?»

Б) Далее по ситуации: благодарим за интересный (важный, актуальный, глобальный…) вопрос, напоминаем о правилах, предлагаем другим участникам ответить на вопрос, спрашиваем интересен ли этот вопрос другим участникам.

Г) При наличии у нас готового ответа по существу  — отвечаем. И обязательно закрываем диалог  фразой: «Я ответила на ваш вопрос?»

Д) Если ответа у нас нет, или он нас не устраивает обещаем ответить на вопрос в перерыве (по окончании, лично, по почте и т.д.). Если надо – привлекаем Google!) Короче говоря, «Уходим красиво». Но обязательно отвечаем!

  1. Модерация пространства и дискуссии

Основной навык тренера держать в поле зрения весь коллектив участников. Обязательно визуальный контроль пространства на 360 градусов.

При круговой рассадке: не допускаем пустых стульев, входим в круг и двигаемся по его диаметрам. Применяем жесты, приглашающие ответить конкретного участника.

Маркируем взглядом и рукой очередность ответов участников.

IMG_0233

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы трудных участников ( неакадемический подход) 

Сложные типы: «агрессоры», «мнимые эксперты» и прочие. Ассоциативно-образная классификация трудных участников и пути их нейтрализации.

На мастер – классе участники делали групповое упражнение «Школа зверей», которое помогло нам увидеть модели поведения участников и как работать с ними.

Результаты оформлены в таблицу. Без претензий на научное обоснование, просто наш практический опыт тренеров.

Тип участника Как проявляется Что делать тренеру
Бульдог «Лает»

кусает

следит за тобой

Держать в поле зрения

Нейтрализовать на «старте»

Игнорировать

Стоп!

Пони «Рабочая лошадка» если «запрячь»

Мечтательная

Смотреть

Включать в активность

Обезьяна Любопытная

Сбивает с темы

Привлекает к себе внимание

«Спасибо за вопрос»

Метод парковки вопросов

«Ухожу красиво»

Лягушка «Ни о чем»

комментарии ни по теме

Вытаскивать на общее внимание

Метод Аквариум

Осел Упирающийся

Непонимающий

Подключить жирафа ( перекрестная коммуникация, жираф как эксперт скажет мнение)
Ежик Закрытый

Колкий

Хвалить

Включать «заботливого родителя»

Бегемот Равнодушный

Пассивный

Наблюдать

 

Жираф Высокомерный

Мнимый эксперт

Эго

Подчеркнуть экспертность

Лиса Манипулятор

Хитрая

Подлавливающая

Уточняющие вопросы

Парафраз

Правило «стоп»

Спасибо всем участникам! Было очень здорово!  Следущая встреча «Фабрика тренинга» состоится 18 апрлея, в Москве. Участие бесплатное. Чтобы не пропустить регистрацию на мероприятие, подпишись на меня в фейсбук

IMG_0269

И конечно, если вы хотите прокачать системно свои навыки тренера, узнать действительно работающие схемы создания упражнений для тренинга, погрузиться в креативный процесс, познакомиться с новыми людьми, регистрируйся на мою позитивную Онлайн Школу тренеров с 21- 27 мая. 

Пройди по ссылке и посмотри программу Онлайн Школа тренеров  с 21- 27 мая 

4 Коммент.

  • Мария Опубликовано 12.04.2018 10:03

    Спасибо за материал! Коротко, сжато, по делу и очень образно)
    А в чем заключается метод «Аквариум»?

    • Надежда Бондаренко Опубликовано 12.04.2018 15:24

      Мария, спасибо) метод «Аквариум» — это когда упражнение ( активность или ролевая игра) идет в центре, а по кругу сидят участники и наблюдают, как в аквариуме. Все прозрачно. Вот здесь подробное описание https://blogtrenera.ru/blog/metod-treninga-akvarium.html

  • Мунира Опубликовано 13.04.2018 06:15

    Надежда! Огромное спасибо! это просто здорово! Читаю ваш сайт, ваши статьи: ну просто огромное количество полезной информации! Причем, читая статьи придумываешь, как по аналогии провести или переложить что-то на свои тренинги.
    Например- виды участников- аналогия с животными. Родилась идея- у меня на тренингах продаж- аналогично- типы продавцов и типы покупателей. Конечно, есть уже придуманные кем-то. Но когда участники сами это сделают в процессе работы, опираясь на «скучные психотипы» покупателя- думаю, процесс пойдет веселее! Спасибо за ваше творчество и знания, которые Вы даете нам. Прошла Вашу школу тренеров в 2013г. И продолжаю Учиться до сих пор!

    • Надежда Бондаренко Опубликовано 13.04.2018 08:39

      Спасибо Мунира) Главное профессии тренера — это творчество, которое рождается)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля к заполнению*

*

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Телефон: +7 (925) 116-01-02
ИНН 7728620620 КПП 772801001
117133 г. Москва, ул Теплый Стан, д 21, корп 5